Популярные вопросы о праздновании пасхальных дней и ответы священника

Фото: www.rosblag.com

Пасха — праздников Праздник и Торжество из торжеств! Много обычаев и ещё больше суеверий, относящихся к этим праздничным дням известно в народе. К чему прислушиваться, на что обратить внимание? Здесь — пояснения священника по некоторым вопросам о пасхальных днях.

 

— В чем смысл пасхального крестного хода? Почему крестный ход останавливается перед затворенными дверями храма?

— Крестный ход призван напомнить нам о приходе жен-мироносиц и затем Апостолов ко гробу Господню. С этими воспоминаниями связан и обычай затворять двери храма перед тем, как крестный ход вернется на свое исходное место, потому что мироносицы пришли ко гробу, который, как они думали, затворен. И то, что они там увидят Ангела, отвалившего камень от двери гроба, они еще не знают. И мы точно так же, совершая пасхальный крестный ход, подходим к затворенным вначале вратам, которые открываются после того, как священники впервые возгласят песнопения уже собственно Пасхи, тропарь «Христос Воскресе!».
—Все знают, что на Пасху принято освящать куличи, яйца, пасхи. Почему освящается именно эта пища и в чем смысл освящения? Когда оно должно совершаться?
— На Пасху освящается всякая пища, которая будет употребляться православными христианами после дней Великого поста и Страстной седмицы. В частности, в наших богослужебных книгах есть даже отдельная молитва на освящение мясных блюд — с тем единственным исключением, что по уставу Православной Церкви мясная пища не должна вноситься в храм. Поэтому если куличи и яйца можно освятить в самом храме, то мясную пищу рекомендуется освящать или в храмовом дворе, или в каком-то помещении рядом с храмом. Смысл этого освящения пищи — в благословении христианам после Четыредесятницы поста и Страстной седмицы на «разрешение всего», как сказано в уставе, на вкушение скоромной снеди. Поэтому по уставу Православной Церкви освящение пищи должно совершаться после пасхального богослужения, по его завершении. Заканчивается пост, последняя скудная трапеза Великой Субботы ставится в притворе храма, верующие пребывают в молитве, встречают праздник, участвуют в Божественной литургии и, завершив богослужебную часть праздника, встретив воскресшего Христа, в знак своей радости разговляются, предварительно получив на это благословение от священника. Однако в советские годы приносить пасхальную снедь на благословение после пасхальной службы для слишком многих людей было крайне затруднительно. Виной тому — и кордоны вокруг наших храмов, и то обстоятельство, что человек, который вдруг оказывался в храме в Пасхальную ночь, вполне мог попасть «на карандаш» к известным органам. Поэтому в советские годы сложился обычай по возможности освящать пасхальную снедь до пасхальной службы, то есть днем в Великую Субботу, когда это вызывало не столько подозрений, как если бы церковный устав был выполнен по «букве закона». Сегодня мы пока имеем дело с последствиями этого обычая и поэтому не препятствуем людям приходить для освящения пасхальной снеди до службы, а не после. Но необходимо вновь и вновь повторить для всех тех, кто считает, будто освящением снеди Пасха, собственно, и заканчивается, что это совсем не так. Освящение пищи — это лишь один из этапов праздника, это благословение на завершение поста. Потому, строго говоря, люди, не соблюдавшие пост и при этом испрашивающие благословение на вкушение скоромной пищи, которую они и так всё это время ели, выглядят как минимум странно. И точно так же странно выглядят те наши сограждане, которые, придя в храм днем в Великую Субботу, чтобы освятить пасхальную снедь, больше уже носа не кажут ни на заутреню, ни на крестный ход, ни на саму Пасхальную литургию. А ведь средоточие Пасхи — это именно ее богослужебная часть. И когда пища, которая должна быть утешением после поста для людей, прошедших Четыредесятницу и Страстную седмицу, становится самоцелью, это тоже вызывает определенное недоумение.
— В те же советские десятилетия сложился обычай на Пасху посещать кладбища. Но ведь Церковь не благословляет этого…
— Здесь я займу несколько осторожную позицию. Дело в том, что в воспоминаниях о России XIX века отмечается следующее: когда кладбища все были около храмов, то пасхальный крестный ход, обходя храм, обязательно заходил на погост, чтобы тем самым поделиться пасхальной радостью и с усопшими. Более того: в Киево-Печерском патерике рассказывается о том, как преподобный Дионисий в пасхальную ночь спустился в пещеры Киево-Печерской Лавры, чтобы покадить усопших отцов. И они ему ответили на приветствие «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!», после чего святой Дионисий ушел в затвор. Поэтому сам по себе обычай появляться в местах погребения наших усопших на Пасху и в дни Светлой седмицы Церковью не осуждается. Другой вопрос, что всему свое время, и время всякой вещи под небом(Еккл. 3, 1). И когда поход на кладбище в Пасху заменяет собой всё остальное, когда люди не ходят в храм, не ходят на пасхальную службу, но тем не менее едут на кладбище, тогда закономерно возникает вопрос: а зачем они туда едут? Ведь если крестный ход, заходивший на кладбище, имел именно ту цель, чтобы в пасхальной радости участвовала не только Церковь, странствующая на земле, но и Церковь уже отшедших к Отцу Небесному, то лишение похода на кладбище вот этого пасхального элемента как раз и побудило наше священноначалие, наше духовенство напоминать о том, что само по себе посещение кладбищ в Пасху крайне нежелательно. С одной стороны, потому, что пасхальное время, первые семь дней Пасхи — это время, когда вообще отменяются любые заупокойные поминовения. Праздников Праздник и Торжество из торжеств! Заупокойные поминовения, которые прекращаются перед Страстной седмицей, перед временем страданий Спасителя, не возобновляются до момента, пока пасхальное торжество не закончится. По уставу Православной Церкви любые поминовения — девятины, сорочины, годовщины, пришедшиеся между четвергом седмицы ваий, которая заканчивается Лазаревой субботой, и Фоминым воскресеньем, отменяются. Все пропущенные поминовения переносятся на послепасхальное время, и для того чтобы компенсировать все эти пропущенные девятины, сорочины, годовщины, установлен праздник Радоницы на девятый день после Пасхи, когда впервые устав позволяет заупокойные поминовения. И по традиции на Радоницу, в день первого гласного общецерковного поминовения усопших, совершается и поминовение наших усопших родных, сопряженное с пасхальной радостью. Поэтому, не осуждая в принципе желание появиться у мест погребения наших усопших, Церковь тем не менее напоминает о том, что пасхальная радость должна быть для православного человека на первом месте и посещение кладбища в Пасху вне всего остального является оскорблением праздника, нарушением самой идеи этого праздника, самой его сути. И, как следствие, звучит этот совет: в дни Пасхи воздержаться от посещения кладбища. Время радоваться, время быть в храме, время причащаться Святых Христовых Таин, согласно правилам Шестого Вселенского Собора. А когда станет возможным и по церковному уставу поминать наших усопших, тогда многие придут и на кладбище.
— Помимо того, что все тексты поются, в чем еще особенности богослужений на Светлой седмице? В чем особенность службы, совершаемой в пасхальное воскресенье вечером?
— Эта вечерняя служба является преамбулой ко всем службам Светлой седмицы. Все богослужения Светлой седмицы являют собой как бы мини-повторение самой Пасхи. Каждый день Светлой седмицы имеет ту особенность, которую в нашем богослужебном уставе имеют первые дни после великих праздников. Это так называемый великий прокимен на вечерне, когда обычный прокимен вечерни, то есть возглашение псаломских стихов, удваивается и состоит не из двух стихов, а из четырех. И все прокимны вечерних служб Светлой седмицы берутся из служб великих праздников; тем самым как бы в одной седмице года сосредоточено воспоминание обо всех величайших событиях нашего богослужебного года, чтобы подчеркнуть, что все дни Светлой седмицы, начиная со Светлого понедельника и заканчивая Светлой субботой, это продолжение самой Пасхи. В отличие от попразднства Пасхи, которое закончится только перед Вознесением, каждый день Светлой седмицы и есть сам праздник. Другие праздники длятся один день, а Пасха длится полностью седмицу. Все дни этой седмицы служба совершается по пасхальному образцу. Соответственно служба пасхального понедельника, то есть то, что совершается вечером в саму Пасху,— это и есть образец для совершения богослужения во все дни Светлой седмицы: поются стихиры воскресных дней, которые мы бы в обычные дни года пели только по воскресеньям, совершается в первый день чтение Евангелия, в остальные дни — вход на вечерне, то есть элемент праздничной службы; все дни Светлой седмицы Божественная литургия совершается по пасхальному образцу. В ней нет заупокойных прошений, в ней нет прошений об оглашенных, потому что по церковной традиции в Великую Субботу крестили оглашенных, которые к этому времени закончили свою подготовку к крещению, и в пасхальные дни в храмах уже просто не могло быть оглашенных. Здесь можно напомнить об обычае, возрожденном в нашей митрополии Владыкой Лонгином,— совершение в Великую Субботу Крещальных литургий. Это как раз отсылка к тем давним временам, когда оглашаемые готовились к крещению, и последние дни Великого поста для них были временем сугубого сосредоточения.
Всю Светлую седмицу службы совершаются с открытыми Царскими вратами. И еще одна особенность: в день самой Пасхи, после Божественной литургии освящается артос — большой хлеб, на верхней корке которого отпечатывается икона Воскресения Христова. Это отсылка к апостольскому обычаю. После Вознесения Господня, когда Апостолы собирались на общую трапезу, то они, выполняя иудейский обычай преломления хлеба, отлагали одну часть хлеба для как бы присутствующего за столом их Учителя, Иисуса из Назарета — в воспоминание Его слов Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). И этот апостольский хлеб, который дал начало и чину о Панагии в наших богослужебных книгах, символизируется артосом. Артос будет стоять у наших иконостасов всю Светлую седмицу. В Светлую субботу в завершение пасхального дня он будет раздроблен при чтении особой молитвы и роздан верующим в знак того, что Христос присутствовал не только на апостольских трапезах, но что Он и сейчас присутствует среди верующих, что Он с нами, что Он пребудет среди верных до скончания века. И в нашем храме, если ничего не будет нарушено в этих планах, раздробление артоса в Светлую субботу совершит сам Владыка, Его Высокопреосвященство Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
Еще одна особенность и Светлой седмицы, и предшествующих ей дней в том, что ни на Страстной, ни на Светлой седмице не совершаются частные требы. Начиная с субботы праведного Лазаря и кончая Фоминым воскресеньем, мы сосредоточиваемся на самых святых днях богослужебного года. Это скорбные дни Страстной седмицы, когда мы переживаем события последних глав Евангелия: переживаем вместе с Господом предательство Иуды, участвуем в Тайной вечере, стоим у подножия Голгофы, с Пресвятой Богородицей оплакиваем Ее Сына, в первый день Пасхи вместе с мироносицами встречаем Иисуса Воскресшего… Все эти события настолько велики и настолько святы, что даже самые дни Страстной седмицы именуются великими — Великий Понедельник, Великий Вторник… А дни Светлой седмицы соответственно именуются светлыми — Светлый понедельник, Светлый вторник… Ради величия и торжественности этих дней из богослужебной практики нашей Церкви исключаются всевозможные частные прошения и молитвенные потребы. Потому что в эти дни мы все должны быть устремлены только ко Господу, сосредоточены только на этих событиях. Даже в богослужении отменяются обычные службы дней богослужебного года: совершаются только службы этих дней — пред- и послепасхальных. Поэтому исключение частных треб — это не ущемление прав верующих, это, опять же, напоминание о том, что всему свое время. Есть время, когда мы все должны думать только о самом главном; есть время, когда закончится Пасхальная седмица. Тогда в обычный строй наших богослужений вернутся и частные прошения: молебны, панихиды, особые прошения на Литургиях. Но этого ничего не будет до завершения Светлой седмицы, чтобы еще и еще раз, на уровне богослужебного устава, напомнить о том, что эти дни у христиан посвящены только Господу.

 
По теме
Сюжет телеканала "Союз": Пасхальные торжества прошли в Воронеже - Воронежская и Борисоглебская епархия Пасхальные торжества прошли в Воронеже. В главном храме епархии Митрополит Сергий возжег от Благодатного огня, привезенного со Святой Земли, иерусалимские пучки свечей,
20.04.2018
0001 - Россошанское благочиние 17 апреля, во вторник второй седмицы по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу ― день особого поминовения усопших, первый после праздника Пасхи.
19.04.2018
 
Владыка Сергий освятил в нашем храме пасхальные куличи - Казанский храм 7 апреля  в канун светлого праздника Пасхи, после Литургии святителя Василия Великого, в храме в честь Казанской иконы Божией Матери, епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий освятил крашеные яйца, куличи и пасхи,
14.04.2018
В ожидании Пасхи - Газета Берег Уже в эти выходные вся страна отметит самый большой праздник христианского мира – Светлое Христово Воскресение.
13.04.2018
0001 - Россошанское благочиние 13 апреля 2018 года по завершении литургии и Пасхального крестного хода был совершен водосвятный молебен иконе Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник», который приурочен к ежегодному празднеству в пятницу Светлой Седмицы.
13.04.2018
 
Пасхальные мастерские. - Администрация     Стало хорошей и доброй традицией в филиалах Гниловского сельского культурно досугового центра  ежегодно проводить мероприятия, посвященные Празднику Светлого Христова Воскресения – Пасхи.
12.04.2018
image1 - Россошанское благочиние На Светлой Седмице возвестить людям Благую весть о Воскресении Христовом и помолиться об успехах в приближающихся экзаменах приехали в Благовещенский храм с. Жилино учащиеся 9 и 11 классов общеобразовательной школы с. Александровка.
12.04.2018
С праздником Светлого Христова Воскресения! Уважаемые Семилукцы!       Сердечно поздравляю вас со Светлым Христовым Воскресением!
11.04.2018
 
Праздник | Время творить добро, делать мир лучше и чище у каждого из нас есть всегда, а в это дни - в особенности Переливами колокольных звонов встретил Воронеж светлый праздник Пасхи.
09.04.2018
Светлая Пасхальная радость - Communa.Ru Праздник | Время творить добро, делать мир лучше и чище у каждого из нас есть всегда, а в это дни – в особенности Переливами колокольных звонов встретил Воронеж светлый праздник Пасхи.
09.04.2018
Глава Воронежской митрополии совершил освящение колоколов для строящейся колокольни в храмовом комплексе во имя святой блаженной Ксении Петербургской - Воронежская и Борисоглебская епархия Храмовый комплекс во имя святой блаженной Ксении Петербургской расположен в Северном жилом районе г. Воронежа (ул.
14.12.2018 Воронежская и Борисоглебская епархия
С нежностью о Нелже - Voronezh-News.Net Местное самоуправление | Нелжа – удивительно живописное место, входящее в «золотое кольцо» Рамонского района, победитель областного конкурса «Самое красивое село» 2018 года Обновлённая земская школа удивляет своей красотой.
13.12.2018 Voronezh-News.Net
Архиерейское богослужение в день престольного праздника в Андреевском храме г. Воронежа - Воронежская и Борисоглебская епархия В день памяти святого апостола Андрея Первозванного митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию и обратился к пастве с проповедью.
14.12.2018 Воронежская и Борисоглебская епархия
В Воронеже включили праздничную подсветку телебашни - РИА Воронеж Иллюминацию будут настраивать в зависимости от события в городе. Торжественное включение архитектурно-динамической подсветки воронежской телебашни на улице Карла Маркса состоялось в 17:00 пятницы, 14 декабря.
15.12.2018 РИА Воронеж
НОВИНКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - ВГПУ Состоялось открытое занятие по литературному краеведению «Новинки воронежской литературы (поэзия, проза, публицистика)»  в форме литературной гостиной.
14.12.2018 ВГПУ
От неолита до бронзы. В Воронежском краеведческом музее выставили уникальные находки - РИА Воронеж Новая экспозиция посвящена 100-летию академической археологии. Новая археологическая экспозиция «Праистория Воронежского края: начало эры металлов» открылась в Воронежском краеведческом музее (улица Плехановская,
14.12.2018 РИА Воронеж
В Воронежском государственном академическом театре им. Кольцова показали спектакль по пьесе знаменитого драматурга «золотого века» испанской литературы Педро Кальдерона «Молчание – золото».
12.12.2018 Газета Берег
Проект Нелли Фроловой «Архитектурные прогулки», в рамках которого участники познавательных экскурсий уносят с собой зарисовки, набирает все большую популярность.
08.12.2018 Газета Берег
Наша газета продолжает серию публикаций, посвященных 100-летию ВГУ. На этот раз речь пойдет о ВГУ в интернациональном аспекте.
04.12.2018 Газета Берег
Роман Коньков в - ХК Буран Сегодня "Буран" подписал нападающего Романа Конькова (1993 г.р.), он будет выступать под номером 80.
14.12.2018 ХК Буран
После матча - ХК Буран Александр Трофимов, главный тренер ХК "Буран" - Могу команды поблагодарить за самоотдачу, за то, как они бились, старались.
13.12.2018 ХК Буран
В Калининграде прошел традиционный открытый Всероссийский турнир по вольной борьбе среди спортсменов 2002-2003 годов рождения на призы Гранита Торопина – заслуженного тренера СССР,
14.12.2018 Газета Берег
Ряды воронежского «Бурана» позавчера покинул один из самых результативных защитников в истории отечественного хоккея, двукратный чемпион страны, победитель юниорского и молодежного мировых первенств Кирилл Кольцов.
14.12.2018 Газета Берег
Футбольная национальная лига признала полузащитника «Факела» Михаила Афанасьева лучшим игроком Олимп-Первенства ФНЛ по итогам ноября.
12.12.2018 Газета Берег
Центр Воронежа может лишиться двух остановок - Bloknot-Voronezh.Ru В Управлении транспорта рассмотрели это предложение. Общественник Виталий Иванищев на своей странице «ВКонтакте» сообщил о том, что в центре столицы Черноземья могут убрать две остановки.
14.12.2018 Bloknot-Voronezh.Ru